Ребенок только начинает осваиваться в этом мире, еще не знает его законов и правил, не способен самостоятельно сделать выводы о том, что чистота и порядок – это хорошо, а грязь и разбросанные вещи – это плохо. Задача родителей как раз и состоит в том, чтобы вложить в малыша это понимание, выработать у него – и вместе с ним – полезные привычки. Важно помнить, что закрепившиеся с детства установки и навыки преходят с человеком и во взрослую жизнь.
Две самые распространенные ошибки, которые может допускать мама в процессе воспитания, это либо с самого раннего возраста строго спрашивать с ребенка за любую брошенную вещь или неаккуратность, либо махнуть рукой на воспитание маленького «поросенка», и все делать самой, потому что так получается легче и быстрее.
В первом случае мама забывает, что до определенного возраста ребенок просто неспособен самостоятельно оценивать и контролировать чистоту, поэтому требования к нему должны быть соразмерными, и не сопровождаться руганью и угрозами наказания. Во втором случае, быстрота и легкость, с которой «мама сама уберет», со временем приведут к усталости и раздражению, а у ребенка выработают потребительское отношение.
Также не стоит думать, что если ребенок маленький, его нужно полностью освободить от всех обязанностей. Малышу, который уже ходит, разговаривает и понимает обращенную к нему речь, уже вполне можно и нужно давать посильные поручения. Для начала, это может быть уборка своих игрушек перед ужином, позже можно поручать ребенку протереть пыль, помыть посуду, убрать клетку хомячка, и т. д. Главное, не требовать, чтобы все было сделано идеально, или демонстративно переделывать за ребенком, иначе это убьет в малыше мотивацию. Даже если в процессе помощи сын или дочка что-то поломают или разобьют, не нужно делать из этого трагедию.
Важна конкретика. Если для взрослого человека, в большинстве случаев, очевидно, что именно надо сделать, чтобы «навести чистоту», и он способен сам оценить степень порядка, то дошкольник, особенно, младший, просто не поймет, что именно он должен сделать. Поэтому указания надо давать четкие и подробные. Не просто «уберись в своей комнате», а «сложи к коробку все игрушки, которые валяются на полу и на столе, а альбомы и краски убери на полку».
Дети любят ритуалы, это упорядочивает их мир, поэтому полезно и наведение чистоты превратить в своего рода ритуал. Установить определенное время и порядок действий. Например, «перед ужином мы убираем свои игрушки, потом кушаем, помогаем маме помыть посуду, смотрим мультик, чистим зубки и ложимся спать». Такая последовательность должна быть обязательной и не обсуждаемой, отступать от нее можно только в самых крайних случаях. При этом процесс уборки лучше проводить в игровой форме.
Ну и конечно же, критически важен собственный пример. Ребенок копирует родителей, и если он регулярно наблюдает разбросанные вещи и одежду, незаправленные постели, заляпанный стол и оставленную в раковине «до лучших времен» посуду, то вряд ли получится приучить его самого чистоте и порядку.
Комментарии