Помните старую шутку о том, что фраза «посидеть с ребенком» смешна уже по своей сути? С ним можно побегать, попрыгать, поиграть, но никак не посидеть. Дети — существа очень активные. И в принципе, это нормально — только так они могут узнавать окружающий мир. Другой вопрос, когда речь заходит о гиперактивности. Сейчас разберемся, что это такое и что с ней делать.

На улице иногда можно услышать, как родители называют своего сына или дочку гиперактивными. Мол, они много бегают, кричат, везде залезают. В большинстве случаев это обычная детская любознательность и интерес. Недавно врачи подтвердили: гиперактивность — это патология. Полностью она называется синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).



Как распознать СДВГ?

СДВГ — не болезнь, а лишь незрелость отдельных участков нервной системы. У мальчиков этот синдром встречается чаще, чему девочек. Наиболее ярко и активно он проявляется в возрасте 6-9 лет. И вот его основные симптомы:

  • гиперактивный ребенок не может надолго сосредоточиться на одном занятии, его хватает на 5-10 минут, потом всё бросает и берется за новое;
  • им трудно запоминать большой объем информации;
  • они торопятся, совершают хаотичные движения, начинают работу, не дослушав задания;
  • разговаривают сбивчиво и в разговоре перескакивают с одной темы на другую;
  • гиперактивный ребенок плохо спит, часто просыпается ночью, может сходить под себя в кровати;
  • стремятся воспитывать и руководить сверстниками, могут нагрубить взрослым.

Понятно, что по таким определениям гиперактивным можно назвать едва ли не каждого малыша. Поэтому если вы заметили много схожих черт, для более тщательного обследования лучше обратиться к врачу, в данном случае — к психологу.

Гиперактивные дети отвлекаются от занятий не из-за капризов, а из-за патологии нервной системы.



СДВГ в обычной жизни

Если врач подтвердил такой диагноз, исправление во многом зависит от взрослых. Приведем некоторые советы родителям.

В разговоре опуститесь на уровень глаз ребенка. Объясняйте ему медленно и тщательно, в разговоре лучше при этом использовать спокойный тон и не повышать голос.

При любой возможности хвалите ребенка — это поможет ему и поддержит интерес к занятию. При этом старайтесь всегда придумывать конкретные комплименты, а дежурное «молодец» оставьте на потом. Например, скажите, как вам было интересно послушать прочитанную им сказку.

При этом важно смягчать или перефразировать запреты — дети с СДВГ к ним очень чувствительны. Переключайте его внимание к другому занятию. Вместо «перестань кидать камни» попросите ребенка посчитать эти самые камни на конкретном отрезке пути. А ещё лучше считайте вместе с ним — так он увидит заинтересованность и ещё раз почувствует внимание родителей.

Психику гиперактивного ребенка может вывести из равновесия даже толпа в магазине в час пик. Поэтому лучше избегать с ним массовых и шумных мероприятий.

Старайтесь заинтересовать таких детей к конкретным занятиям, показывайте свой искренний интерес к процессу.



СДВГ в школе

В первую очередь предупредите учителя о своем сыне или дочке и расскажите об особенностях поведения с ними. Понятно, что в классе с 20 и более учениками педагог не сможет уделять максимум внимания только одному, но предупредить всё равно стоит.

Попросите посадить сына или дочку за первую парту — так учителю будет легче их контролировать.

Попросите поначалу относиться к ошибкам ребенка с меньшей строгостью. Попросите хвалить за малейшие успехи — точно так же, как вы это делаете дома.

Дома старайтесь делать те же самые задания, разбирать и ещё раз частями повторять пройденный материал.

Естественно, с гиперактивным учеником педагогу будет сложнее, чем с остальными. Но если вы сможете ему всё правильно объяснить и если он действительно профессионал, то результат будет потрясающим. Если же учитель не будет принимать ваши правила, лучше будет найти другую школу.